Мировоззренческая концепция славян. Часть I
Род |
Славяне имели свои представления о космологии - строении мира, стихиях и силах, которые его формируют. Все это нашло отражение в мифах, отрывки которых доходят до нас в виде сказок, песен, пословиц и примет.
Согласно «Повести временных лет», князь Владимир Святославич совершил попытку создать в 980 г. общегосударственный языческий пантеон. В Киеве на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы богов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла (Семаргла) и Мокоши.
Главными божествами пантеона были громовержец Перун и «скотий бог» Велес (Волос), противостоящие друг другу топографически (идол Перуна на холме, идол Велеса - внизу, возможно на киевском Подоле), вероятно, по социальной функции (Перун - бог княжеской дружины, Велес - всей остальной Руси).
Единственный женский персонаж киевского пантеона - Мокошь - связан с характерными женскими занятиями (особенно с прядением).
Другие боги этого пантеона известны меньше, но все они имеют отношение к наиболее общим природным функциям: Стрибог, видимо, был связан с ветрами, Дажьбог и Хорс - с солнцем, Сварог - с огнем. Попытаемся на основе этого пантеона воссоздать Мировое Яйцо - Вселенную славян.
Мировое Яйцо состояло из нескольких оболочек, причем каждая внешняя область присутствовала во внутренней, т.е они перекрываются, а не отделены непроходимыми границами. Различие лишь в том, что стихия или объект из внутренней части не может попасть во внешнюю в обычном своем состоянии. Скрепляющим стержнем Яйца служило Мировое Древо - Прадуб.
Внешняя небесная оболочка - Род (Стрибог, Сварог)
Сварог |
У Рода было несколько глобальных устойчивых ассоциаций - Сыновей, другими словами. Это - Сварог, бога неба, создатель (кузнец) материального мира и людей, прообразом которых он был сам. Другая, менее выраженная ипостасть - Стрибог - бог ветров. О нем известно не очень много, хотя князь Владимир выделил ему место в своем пантеоне. Слово "Стрибог" многие исследователи соотносят со словом - "стрый", то есть мудрый, уважаемый или старый. Возможно, оба этих слова - Сварог и Стрибог, были одними из имен Рода. Кроме того, верховным богом позднее стал Перун (возможно, от балтского Перкунас), перенявший от других первобогов многие свойства и качества. Он управлял молниями и громом, вершил строгий суд - Правду, покровительствовал военной знати и ее дружинам. Все эти боги имеют отношение к небу, к внешней воздушной оболочке мира славян. Воздух - стихия этих первобогов, их сущность и проявление, что было единым для первобытного человека.
Мировое яйцо
Внутренняя небесная оболочка - Дажьбог, Хорс Дневной и Ночной, Звезды, Луна
Примыкающая к Земле оболочка была пропитана эманациями Дажьбога - божества солнечного света, тепла и благополучия. Солнечный же диск имел отдельное название Хорс и не считался причиной освещенности внутренней оболочки. Подобная пара была и у древних греков - Апполон-Гелиос. Хорс заглядывает и на оборотную сторону плоской Земли (о ней чуть позже), но света там нет. Луна и звезды тоже по всей видимости имели своих богов, но четко это не выражено. Они представлялись славянам, парящими под сводом внутренней небесной оболочки.
По всей видимости, славяне не могли представить, как крохотный желтый круг, размером с тарелку, может вдруг осветить такое огромное пространство. Отсюда и отделение свето-тепловой эманации (имеющий, кстати говоря, еще и духовное значение - благо) - Дажьбога от его внешнего (видимого) источника.
Примыкающая к Земле оболочка была пропитана эманациями Дажьбога - божества солнечного света, тепла и благополучия. Солнечный же диск имел отдельное название Хорс и не считался причиной освещенности внутренней оболочки. Подобная пара была и у древних греков - Апполон-Гелиос. Хорс заглядывает и на оборотную сторону плоской Земли (о ней чуть позже), но света там нет. Луна и звезды тоже по всей видимости имели своих богов, но четко это не выражено. Они представлялись славянам, парящими под сводом внутренней небесной оболочки.
По всей видимости, славяне не могли представить, как крохотный желтый круг, размером с тарелку, может вдруг осветить такое огромное пространство. Отсюда и отделение свето-тепловой эманации (имеющий, кстати говоря, еще и духовное значение - благо) - Дажьбога от его внешнего (видимого) источника.
Земная оболочка - Макошь, Симаргл
Семаргл |
Таким образом, Земля - центр всех стихий, ложе созидающей силы Рода, воплощение его замысла. Самая малая часть, самая далекая от начала - и такая важная. Это соотношение малого/значимого нашло себе место и русской семантической традиции - последнее прилагательное в определении - решающее. Например, ярко-оранжевый апельсин в первую очередь - оранжевый и уже потом - ярко.