Кто мы?

Мировоззренческая концепция славян. Часть II

Мир описывался системой двоичных противопоставлений (бинарных оппозиций), определявших пространственные, временные, социальные и другие его характеристики. Дуалистический принцип противопоставления: благоприятного – неблагоприятного для человека реализовался иногда в мифологических персонажах, наделенных положительными или отрицательными функциями, или в персонифицированных членах оппозиций.

Перун
Таковы: счастье (доля) – несчастье (недоля). Праславянское обозначение положительного члена этой оппозиции имело смысл «хорошая часть (доля)». Ритуал гадания – выбора между долей и недолей у балтийских славян связан с противопоставлением Белобога и Чернобога – ср. персонификации доброй доли и злой доли, лиха, горя, злосчастья, встречи и невстречи в славянском фольклоре.

Противопоставление: жизнь – смерть. В Славянской мифологии божество дарует жизнь, плодородие, долголетие – такова богиня Жива у балтийских славян и Род у восточных славян. Но божество может приносить и смерть: мотивы убийства связаны в Славянской мифологии с Чернобогом и Перуном [проклятия типа «чтоб тебя Чернобог (или Перун) убил»], может быть, с Триглавом (возможно, он – владыка преисподней), с Перуном, поражающим демонического противника.

Воплощениями болезни и смерти были Навь, Марена (Морена), собственно Смерть как фольклорный персонаж и класс низших существ: мара (мора), змора, кикимора и др. Символы жизни и смерти в Славянской мифологии – живая вода и мертвая вода, древо жизни и спрятанное около него яйцо с кощеевой смертью, море или болото, куда ссылаются смерть и болезни.

Триглав
Противопоставление: чёт – нечет – наиболее абстрактное и формализованное выражение всей серии противопоставлений, элемент метаописания всей Славянской мифологии. Оно предполагает вычленение благоприятных четных и неблагоприятных нечетных чисел, например дней недели: четверг связан с Перуном, пятница – с Мокошью, вторник – с Прове (ср. также такие персонификации, как Святой Понедельник, Святая Среда, Святая Пятница).

Целостные числовые структуры в Славянской мифологии – троичная (три уровня мирового дерева, бог Триглав, ср. роль числа три в фольклоре);
четверичная (четырехголовый Збручский идол, возможное объединение в одно божество четырех персонажей мифологии балтийских славян – Яровит, Руевит, Поревит, Поренут и др.);
семеричная (семь богов древнерусского пантеона, может быть, древнерусский Семаргл);
девятеричная и двенадцатеричная (двенадцать как завершение ряда 3–4–7).

Несчастливые – нечетные числа, половина, дефектность характеризуют отрицательные понятия и персонажи, например, число тринадцать, лихо одноглазое.

Противопоставление: правый – левый лежит в основе древнего мифологического права (право, правда, справедливость, правильный и т.п.), гаданий, ритуалов, примет и отражено в персонифицированных образах Правды на небе и Кривды на земле.

Противопоставление: мужской – женский соотносится с оппозицией: правый – левый в свадебных и похоронных ритуалах (где женщины оказываются слева от мужчин).

Существенно различие мужских и женских мифологических персонажей по функциям, значимости и количеству: малочисленность женских персонажей в пантеоне, соотношения типа Див – дивы, Род – рожаницы, Суд – суденицы.

Особенно значительна роль женского начала в магии, колдовстве.

Велес
Оппозиция: верх – низ в космическом плане трактуется как противопоставление неба и земли, вершины и корней мирового дерева, разных царств, воплощаемых Триглавом, в ритуальном плане реализуется в расположении святилищ Перуна на холме и Велеса в низине.

Противопоставление: небо – земля (подземное царство) воплощено в приурочении божества к небу, человека к земле.
Мать – сыра земля – постоянный эпитет высшего женского божества. В преисподней пребывают существа, связанные со смертью (например, русалочки - земляночки), и сами покойники.

Противопоставления: юг – север, восток – запад в космическом плане описывают пространственную структуру по отношению к солнцу, в ритуальном плане – структуру святилищ, ориентированных по сторонам света, и правила поведения в обрядах; ср. также четыре мифологизированных ветра (иногда персонифицированных – Ветер, Вихорь и т.п.), соотнесенных со сторонами света.

Ярило
В противопоставлении: суша – море особое значение имеет море – местопребывание многочисленных отрицательных, преимущественно женских, персонажей; жилище смерти, болезней, куда их отсылают в заговорах. Его воплощения – море, океан-море, морской царь и его двенадцать дочерей, двенадцать лихорадок и т.п. Положительный аспект воплощается в мотивах прихода весны и солнца из-за моря. На указанное противопоставление наслаивается другое: сухой – мокрый (ср. позднее – Илья Сухой и Мокрый, Никола Сухой и Мокрый, сочетание этих признаков в Перуне, боге молнии – огня и дождя).

Противопоставление: огонь – влага воплощается в мотивах противоборства этих стихий и в таких персонажах, как Огненный Змей (в русских былинах о Волхе Всеславьевиче, в сказках и заговорах, в сербском эпосе о Змее Огненном Волке), Огненная Птица (сказочная жар-птица, словацкая «птица-огневик», птица Страх – Pax в русских заговорах с ее иссушающими вихрями и т.п.). 

Морена
Огненная Мария; она связана с Громовитым Ильёй в сербских и болгарских песнях, противопоставлена Марии Макрине (от «мокрый») и т.п. Особую роль играет «живой огонь» в многочисленных ритуалах, обряды сожжения, возжигания костра и обряды вызывания дождя (пеперуда, додола у южных славян), культ колодцев и т.п. Огонь и вода соединяются в образах Перуна, Купалы, огненной реки и др.

Мифологическими воплощениями противопоставления: день – ночь являются ночницы, полуночницы и полуденницы. Зори – утренняя, полуденная, вечерняя, полуночная. Конь Свентовита днем – белый, ночью – забрызганный грязью.

В противопоставлении: весна – зима особое значение имеет Весна, связанная с мифологическими персонажами, воплощающими плодородие, – Ярилой, Костромой, Мореной и т. д. А также с обрядами похорон зимы и отмыкания весны, с растительными и зооморфными символами.

Противопоставление: солнце – луна воплощается в мифологическом мотиве брачных отношений Солнца и Месяца. Солнечные божества – Сварог, Дажьбог, Хорс и др. Один из наиболее древних общеславянских образов – образ колеса-солнца; ср. также образ солнца на вершине мирового дерева и каравай-солнце.
Хорс

Белобог
Противопоставление: белый – черный известно и в других вариантах: светлый – темный, красный – черный. 
Его воплощение в пантеоне – Белобог и Чернобог; в гаданиях, ритуалах, приметах белый цвет соотносится с положительным началом, черный – с отрицательным (ср. различение белой и черной магии).

Противопоставление: близкий – далекий в Славянской мифологии указывает на структуру пространства (по горизонтали) и времени: ср. «свой дом» – «тридевятое царство» в русских сказках, мир живых и загробный мир, «тот свет», образы пути-дороги, моста, дали, давние и новые времена.
Чернобог

Дом – лес – конкретный вариант противопоставления: близкий – далекий и реализация оппозиции свой – чужой; воплощается в образах человека и зверя (напр., медведя), домового (и других духов, связанных с различными частями дома и двора) и лешего и т.п.

Противопоставление: старый – молодой подчеркивает различие между зрелостью, максимумом производительных сил и дряхлостью – сравните мифологические пары юноши и старика с плешью в весенних и осенних обрядах. Особую роль в Славянской мифологии играли образы старухи-ведьмы типа Бабы Яги и плешивого старика, деда и т.п. С противопоставлением старый – молодой связаны оппозиция предки – потомки и ритуалы поминовения предков, «дедов», а также оппозиция старший – младший, главный – неглавный (сравните роль младшего брата – Ивана-дурака в славянском фольклоре и т.п.).
Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - 
древнейший персонаж славянской мифологии. 
Первоначально это было божество смерти: 
женщина со змеиным хвостом, которая 
стерегла вход в подземный мир и 
провожала души почивших 
в царство мертвых. 

Противопоставление: священный – мирской отличает сферу сакрального, наделенную особой силой (сравните корень «свят-», в частности в мифологических именах типа Свентовит, Святогор), от сферы бытовой профанической, лишенной этой силы. 

Описанный набор элементов Славянской мифологии (как основных противопоставлений, так и мифологических персонажей) может реализоваться в текстах разного рода – эпосе, сказках, заговорах, отдельных речениях, относящихся к приметам, проклятиям, и т.п. 

Такие обряды, как хождение с козой, гонение змей, заклание ильинского быка, коровья смерть, завивание бороды (Велесу, Николе или Илье), вызывание дождя, окликание звезды, юрьевские и купальские праздники, позволяют восстановить многие мифологические мотивы и установить связь мифов с обрядами, в которых также реализуются эти мотивы.